magus-art.ru

Как привязать кранец

Закрыть ... [X]

В пребыбущей публикации мы рассмотрели, чем тросы разного типа отличаются друг от друга, какие из них наиболее подходят для швартовных операции и как их к ним подготовить. Из узлов мы упомянули пока только один, но очень важный и универсальный – булинь, или бесебочный, недаром прозванный „королем узлов”. Сегодня же речь пойдет о том, как, собственно, эти тросы вязать.

Несмотря на внешнее разнообразние швартовных приспособлений, применяемых на малых судах, основных их типов всего два – это утки и кнехты. Первые отличают длинные клиновидные „рога”, а вторые представляют собой вертикальные тумбы, как правило, снабженные выступающей по бокам поперечиной (рис.1). И те, и другие могут иметь как одну вертикальную стойку, так и две – в последнем случае они вместе с горизонтальной поперечиной образуют замкнутый проем наподобие петли или рыма (рис.1, а и б).

Все указанные разновидности имеют свою специфику использования, но объединяет их то, что конец закладывается на них одним и тем же способом – „восьмеркой”, крест-накрест (рис.2). Количество шлагов зависит от толщины троса (чем он тоньше, тем больше раз его нужно заложить за выступы, но в большинстве случаев трех-четырех шлагов вполне достаточно.

Впрочем, если свободный конец не закрепить, намотка может рассыпаться. Классический способ застопорить узел – это сделать на конце троса петлю, провернуть ее на 180º, накинуть на „рог” и затянуть (рис.3). Для большей надежности операцию можно повторить и на противоположной стороне утки или кнехта.

Это вариант универсальный и весьма надежный, но в случае с утками есть и другой способ – свободный конец просто несколько раз обматывается вокруг опоры под верхней планкон (рис.4). „Рога” утки, как правило, располагаются довольно низко по отношению к палубе и вдобы вок имеют „обтекаемую” форму, поэтому вместе с несколькими шлагами троса играют роль свое образного клинового стопора. Такой способ тоже довольно надежен, но все же мы бы рекомендовали его в основном для коротких подходов к берегу, поскольку главный его плюс – быстрота как закладки так и отдачи конца. При длительных стоянках, пожалуй, лучше применять стопорную петлю.

Если на лодке имеются швартовные приспособления с двумя стойками, тросы есть смысл снабдить огонами (естественно, только с одной сторон – хотя бы завязав упомянутый в предыдущей публикации беседочный как привязать кранец узел. Огон необходимо привести между стойками и накинуть на них со стороны „входа”, проведя под „рогами” (рис.5).

Никогда попросту не набрасывать его на утки или кнехта, показано на рис.6 – при ослаблении нагрузки петля с равным успехом может соскочить обратно, и уж теиболее не пытайтесь подматывать боковины пропущенного между стойкам огона на концы утки или кнехта – это самый верный способ отпустить оставленную у причала лодку в свободоне плавание! Уж столь дикий метод закладки огона к приводим здесь только потому, что раз видели его в питерских и московсних маринах. Не следует также продевать между опорами трос без огона, особенно длинный – это и нерациональная трата времени, и лишний риск его запутать.

Где крепить снабженный огоном конец – на лодке или на причале – в общем-то...дело вкуса. В большинстве случаев, пожалуй, целесообразней на лодке, ведь еще неизвестно, будет ли незнакомый причал оборудован подходящими утками или кнехтами, хотя в родной марине, наверное, стоит поступать наоборот: поскольку в лодке всяк чище, чем на берегу, в ней-то лучше и держать свернутый в бухту свободный конец.

Некоторые снабжают швартовный конец металлическим кабарином – в принципе, вещь удобная, по прочность при этом оставляет желать лучшего, поэтому подобный вариант может быть рекомендован только для относительно легких и компактных лодок. При использовании карабина тоже пропускайте конец между стойками утки или кнехта, прежде чем его застегнуть – в этом случае они сыграют роль обыкновенного рыма (рис.7).

Кстати, рымы – кольца или полукольца – можно отнести к швартовным приспособлениям, хотя и с некоторой натяжной. Большей частью их можно увидеть не на людках (за исключением самых крошечных), а на причалах. Во многих маринах и яхт-клубах рымы, для изготовления которых нужны только стальной пруток и сварщик, применяют просто из экономии, хотя по удобству использования и надежности они значительно уступают нормальным и, естественно, более дорогим приспособлениям.

Завязывая швартовный конец за рым, не поленитесь заложить его двумя-тремя шлагами, несколько раз пропустив трос в кольцо (рис.8)  – увеличенная площадь соприкосновения снизит риск того, что он перетрется.

Самый простой способ вязки в этом случае – это использовать так называемые штыки (рис.9), причем чем их болчше, тем лучше. В принципе, последний штык полагается стопорить дополнительным шкертиком, но на мягком ворсистом тросе они неплохо держат и так. И все же самый надежный вариант – уже упомянутый беседочный узел, особенно если стоянка предстоит длительная. Перед тем, как его завязать, свободный конец троса можно дополительно пропустить через петли на рыме (рис.10).

Если конец слишком длинный, пропускать его в рым (и вытаскивать обратно) бывает несподручно. Просто сложите его пополам, превратив в двойной необходимой длины (рис.11).

Во многих необорудованных местах нередко возникает необходимость завести конец за так называемый пал – вертикально поставленный столб или сваю, а то и за дерево. Вязка штыками здесь  непригодна из-за большой толщины столба или сваи, поэтому остается использовать только беседочный узел. На относительно невысокий пал петлю можно попросту накинуть сверху, тем более что на нем обычно имеется какой-либо стопор (хотя бы обыкновенный гвоздь), не дающий ей сползти вниз. Если вы привязываете лодку к дереву (например, при стоянке носом к песчаному пляжу), задача усложняется. Здесь тоже помогут несколько накинутых  на ствол дополнительных шлагов – они не дадут тросу ослабнуть, пока вы вяжете узел.

Не будем забывать, что швартовка – процесс обычно не статичный, и перед тем, как привязать лодку, нередко ее надо подтянуть к причалу. Чем она тяжелее и чем большей парусностью обладает, тем сложнее это сделать. В отличне от рыма или пала, утки и кнехты могут помочь и в этом деле.

Если лодка большая, да и ветер отвальный, выбирать конец просто руками нерационально – лучше поставить себе на службу законы физики.

Накиньте один-два шлага предварительно натянутого троса на утку или кнехт (не „восьмеркой”, а просто обматов его вокруг опор под перекладиной), хорошенько натяните также свободный конец, чтобы шлаги не поползли под нагрузкой, и наступите ногой на трос между лодкой и причалом. Такой прием дает солидный выигрыш в силе. Когда борт лодки приблизится к причалу, уберите ногу и резко выбирайте провисший конец, который легко проскользнет по утке или кнехту (рис.12). Имейте в виду, что лучше повторить эту операцию несколько раз, чем пытаться „продавить” трос до самой воды – чем больший угол относительно горизонтали он образует, тем меньше выигрыш в силе, да и, в конце концов, вы просто рискуете свалиться в воду.

Не менее важная вещь при швартовке – кранцы, прежде всего на большой лодке. Да и на маленьких, особенно с хорошей отделкой, они бывают полезны. В ряде случаев применять кранцы стоит даже на РИБе, который вроде бы и сам по себе сплошной кранец! Тот, у кого подобный совет способен вызвать только ироническую ухмылку, никогда, видно, не швартовался на лодке с надувными бортами к ощетинившемуся острыми рваными краями отечественному стальному бону...

Вязка кранцев, насколько можно судить по общению с начинающими судоводителями, представляет собой наибольшую головную боль. Между тем, ничего сложного тут нет.

На небольших лодках кранцы нередко крепят за те же утки и кнехты, что и швартовные концы – все той же „восьмеркой”. Порой это единственный выход из положения, заставляющий мириться с двумя серьезными минусами: во-первых, использование одной и той же точки крепления и для швартова, и для кранцевого шкерта повышает риск их запутать и при необходиости отдать один вынуждает сначала отдавать другой, а во-вторых, кранцы могут оказаться на неоптимальных местах. В этом случае выручают стационарно устанавливаемые на бортах или боковых стенках рубки небольшие крючки-карабины, расположение которых подбирается опытным путем (кранцы при этом вешаются на них за петельки, заранее завязанные на шкертах).

Проще всего, как ни странно, владельцам относительно крупных лодок, палуба которых обнесена по периметру релинграми и леерами – крепить за них кранцы наиболее удобно. Что же до конкретных узлов, то здесь есть сразу несколько вариантов на выбор.

Многие применяют для этих целей довольно простой выбленочный узел (рис.13). На вид это вроде бы и не узел вовсе, однако в старину именно им крепили ступеньки (выбленки) на вантах, по которым матросы поднимались на мачты. Под нагрузкой, которую в данном случае обеспечивает вес кранца, держит он достаточно надежно.

У другого привязать пригодного для крепления кранцев узла, в свою очередь, само название не ахти – „коровий” (рис.14). Однако и тут не судите по первому впечатлению – и он при наличии нагрузки неплох. Кстати, при необходимости зацепиться за какой-нибудь крюк (например, за автомобильный фаркоп) вяжется он буквально за пару секунд: трос дважды складывается пополам, и готовая к затяжке петля у вас в руках (рис.15).

Оба узла можно дополнить петельками, облегчающими развязывание (рис.13, б и 14, б).

Но все же рекомендуем мы третий вариант. Точное его название привести затрудняемся, поскольку узел этот, так сказать, передается „из рук в руки”. И вяжется он удобно, и развязывается моментально, и держит надежно что на толстых релингах, что на тросовых леерах (рис.16).

Несколько слов о том, как привязать к шкерту сам кранец: можно, в принципе, применить все тот же беседочный узел, но эстетам все-таки советуем использовать огон (кстати, это как раз тот случай, когда при помощи справочника по такелажным работам можно рискнуть заплести его самостоятельно, поскольку приходяшаяся на соединение нагрузка невелика). Останется только сначала продеть шкерт в проушину кранца, а потом сквозь огон и затянуть (рис.17).

Кранцы занимают в лодке довольно много места, поэтому неплохим выходом из положения могут стать специальные проволочные держатели. Единственно нужно найти им правильное место на борту. Во-первых, желательно, чтобы кранцы всегда были под рукой, а во-вторых, они не должны мешать – например, загораживать проход или ограничивать обзор с места водителя (рис.18).

И, напоследок, несколько моментов общего характера.

Излишне, наверное, напоминать, что вывешенные за борт кранцы уместны лишь у причала или в тесноте марины. После выхода на чистую воду их нужно сразу убрать, если не хотите стать предметом общих насмешек.

Швартовка – дело ответственное даже на маленьком судне, поэтому все должно быть подготовлено заранее. Когда вы точно знаете, каким бортом будете швартоваться, то концы желательно заложить на утки или кнехты еще на подходе (если вы на лодке один, задача несколько усложняется – осуществляйте эту операцию только на „нейтрали” и в таком месте, где не будете мешать остальным участникам движения). Касается это и кранцев, хотя стоит иметь их комплект на  оба борта одновременно, ведь полезны они не только у причала, где к вам могут пришвартоваться вторым корпусом, но и на случай каких-либо нештатных ситуаций при расхождении в узкостях.

Кстати, когда кто-то из пассажиров имеет достаточный опыть, чтобы исполнять роль матроса, будет лучше, если хотя бы один из кранцев он будет держать в руках и при необходимости подстрахует „проблемное” место при подходе.


Источник: http://ru.seaclub.lv/noderiga_informacija/1302/3676/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Как правильно привязывать кранцы - Simplesail Василиса жолтикова вяжем пинетки

Как привязать кранец Как привязать кранец Как привязать кранец Как привязать кранец Как привязать кранец Как привязать кранец Как привязать кранец Как привязать кранец

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ